Главная » Копирайтинг » Ритм текста: как создать свой ритм текста

Ритм текста: как создать свой ритм текста

Энергия ритма текста

Рекламный и публицистический текст станет интересным и полезным, если соблюдать правила. Они известны журналистам и опытным авторам.

Скучную и научную информацию, с всякими терминами — легко оживить. Поможет в этом ритм текста.
Вы не задавались вопросом, почему одну статью мы читаем легко, «проглатываем» ее на ходу, а другую читаем долго и упорно, нет конца и края?

Дело не в теме статьи, не в том что автор передает, проблема в подаче информации. В стиле автора, в умении объяснить сложные вещи обыкновенными словами. И нужно отвлекать читателя, делая паузу. Чередовать длинные и короткие предложения. Текст зазвучит как мелодия, быстрая или спокойная.

Что такое ритм текста?

Статью легко прочувствовать, если читать вслух. Не сканировать по диагонали. Она похожа на музыку, есть ритм, можно щелкать пальцами в такт. Существует разная подача информации.

Выделим два типа текстов:

  • Энергичный.
  • Монотонный.

1. Энергичный текст

Энергичный мотивирует, заряжает энергией автора, передает эмоции, позволяет находиться в увлеченном состоянии. Такой текст вызывает эмоции – положительные или отрицательные. Его сложно проигнорировать, никто не останется равнодушным.

Читая энергичный текст, человек легко представляет картину происходящих событий. Образы и персонажи, цифровые данные и пояснения быстро откладываются в памяти — все разложено по полочкам. Информация доступна к пониманию.

Этот текст мотивирует на действия или заставляет подумать над будущими действиями. Его дочитывают, репостят, комментируют, ругают. Остаться равнодушным сложно. Не нужно прилагать усилий, чтобы найти смысл предложений.

2. Монотонный текст

Это научный, трудный, канцелярский, занудный текст. При его чтении начинает клонить в сон. Трудно уловить суть предложений, эмоций в тексте нет, все монотонно и нудно. «Жизни» и энергии в таких текстах мало. Словно писали не люди, а машины.

Монотонный текст не выполняет свою основную задачу, приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в нем. Иногда мысленно почеркать лишние слова. Мозг расслабляется, хочется закрыть все и уйти.

Как понять, какой текст перед нами?

  •  Если энергичный текст. Автор чередует короткие и длинные предложения. Короткие — от 3 – до 5 слов. Длинные — от 7-11 слов.

Как только читатель зачитывается повествованием, сразу обрываем и останавливаем его короткими фразами. Ритм текста вырабатывается с практикой, годами. Уверенный и быстрый ритм текста — у опытных копирайтеров, занудный текст — у новичков (но есть и талантливые ребята, не спорю).

Это не просто так – захотел и написал. Будет трудно. Можно научиться этому на факультете журналистики.

  • Если монотонный текст. Одно предложение содержит свыше 10 до 25 слов. И используется масса причастных оборотов. Пока оно закончится, уже надо вспоминать, о чем же говорилось вначале предложения.

Это проблемные тексты, они сложны для обычных людей, над ними надо сидеть с усилиями или сильно себя мотивировать, чтобы дочитать до конца тяжело поданную информацию.

Периодически себя одергивать, чтобы глаза не слипались, вспоминать суть первого абзаца, читая очень тяжелый второй. Что за страсти такие? Все просто – перегруженные предложения избыточными оборотами, второстепенными членами, причастиями, словами-паразитами.

Монотонный текст — проблема авторов, которые только пришли в сферу копирайтинга и ранее профессионально не были связаны с русским языком, филологией или журналистикой. Но все не так грустно – навык «письма» быстро оттачивается с годами. Появляется другой темп и даже харизма, легкий юмор и уместное пояснение.

Ритм текста

Как изменить ритм текста?

Автор делает паузы, ставя точки, запятые, сокращая и останавливая мысли. Овладеть этим искусством — обязательный этап. Еще помогает расти профессионально, если завести блог, смотреть за результатами своих текстов. Если людям нравится — значит, у вас все в порядке (хотя и налито воды пол-озера), если куча критики — идем на курсы к профи.

Если вы считаете, что всего достигли и находится человек (скотина такая), готовый вас раскритиковать. Скажите ему «спасибо»! Ведь он дает вам такой пинок к дальнейшему развитию. Да, гордость взыграет, самолюбие пострадает, зато есть, куда расти дальше, раз нашелся кто-то, способный указать минусы.

Рассмотрим, что делать?

  1. Работа над ошибками. Занудные обороты в сторону, наречия в сторону, стоп-слова, как «Отче наш» должны знать. И постепенно список расширять, добавляя в него новые «плохие» словосочетания.
  2. План ритма текста. Вариантов масса. Один большой абзац (4-5 предложений), потом 2 средний (3-4 предложения), 3 короткий и потом опять большой. Это повторяющаяся конструкция. Писать так интересно на самом деле, но не под каждую тему подойдет такой шаблон.
  3. Чередование предложений. Короткое (2-3 слова), среднее (4-5 слов), длинное (7-15 слов). Не стоит делать механически, бездумно. Мы отрабатываем не только методику, а учимся добавлять легкость, создавать новый ритм текста. Мы даем новый смысл словам, разделяя их точками, подаем данные под своим «соусом». Слепое следование правилам — приведет к провалу.

Эта методика, как каркас, на который каждый автор должен добавить что-то свое, разнообразить и получить отличный результат. Нет единых рамок, все корректируется с практикой, но есть общие требования, которые нельзя игнорировать.

Ритм текста: польза

  • Легко и ненавязчиво рассказать о главном.
  • Вызвать эмоциональное напряжение.
  • Сделать акцент на переживаниях.

Короткие предложения — маленькие якоря. «Плывя» взглядом по течению букв, резкая точка, оборванная фраза, восклицательный знак заставляет остановиться, подумать.

Длинные предложения, наполненные эмоциями, растягивают удовольствие от чтения. Хочется быстрее, быстрее их «глотать» и тут опять точка и стоп. Одно слово, остановитесь.

Ритм важен в любых заметках, о нем говорят журналисты, ему учат новичков. Считают, что легко воспринимается быстрый темп, он имеет все шансы на успех. В данной статье у меня медленный темп, потому что именно так я и писала – медленно.

Некоторые из моих статей написаны быстро, там совсем иной темп. Пальцы по клавиатуре отбивали предложение за предложением, наполняя эмоциями каждое слово. Делаем вывод, что быстрый темп легче получается у автора в состоянии эмоционального возбуждения: радости, счастья, гнева, недовольства или обязанности перед кем-то (дедлайн).

Размеренный, медленный темп у спокойных людей с расстановкой на деталях. Он пишется не быстро, иногда даже вымучивается и воспринимается также.

Что хочу посоветовать?

Найдите свой ритм текста. Определите, как вы пишите – энергично или монотонно.

Если слишком энергично — попробуйте разбавить, добавив «каплю занудства». Если монотонно — срочно ищите пути, как писать легко и ненавязчиво. Можно чередовать короткие, длинные и средние предложения.

Должна быть «золотая середина», крайности не пользуются успехом.

32 комментария

  1. Надежда Давыдова:

    Лена, как красиво изложены мысли. Зачиталась ) Недавно пробовала свои силы, отправляла свою работу как соискатель на вакансию Главного редактора gettable. Мои работы им видимо не понравились, но я не жалею: мне прислали занятные образцы текстов, которые «им нравятся». Я реально зачиталась. Автор такие занудные темы преподносил с юмором, что просто не хотелось, чтобы статья заканчивалась. Такой автор — сокровище, он может общаться с аудиторией как приятель и давний знакомый (что очень полезно при наполнении блога или странички соцсетей). В общем, после этого всерьез пошла и стала изучать приемы журналистики. Их столько, что учиться нам и учиться…

    • Елена:

      Ай, как же я тебя понимаю. Я вижу, когда текст написан журналистом, а когда копирайтером. А уже к этому пониманию пришла. Надо учиться их приемам.

      • Светлана Локтыш:

        А я не всегда это вижу. Иногда молодой талантливый автор как завернет рассказ — я только удивляюсь, откуда это в нем, как так смог. А бывает, журналист напишет нудно и скучно. Вот знаешь, что журфак закончил — а не верится…

  2. Анна:

    Спасибо. Очень информативная статья, дает стимул к совершенствованию.

  3. Юрий:

    Ой, какой полезный блог!
    Здравствуйте, Елена. Первый раз у Вас и, похоже, не последний. Очень хочется научится писать объемные статьи интересно и быстро.

  4. andi:

    Наконец-то Ленусёнок решила вернуться 🙂
    Ритм — это сложно, он заставляет автора постоянно держать «руку на пульсе», одёргивать себя, остужать пыл, когда зачастую буквы сами складываются в удивительные предложения и статьи из планируемых 2к символов стремительно разрастается до 6к, а то и больше.
    Вроде, ничего не упустил? 😉

    • Елена:

      Да. Ритм — это настоящее искусство. Скажу, что учиться его совершенствованию можно всю жизнь! P.S. А я никуда не уходила, просто была немного занята.

  5. NI4KA:

    Желание продолжать читать текст еще от слога зависит. Бывает и предложения длинные, и тема исписанная, а в слоге автора какая-то изюминка, что не оторваться. Общалась как-то на игровом форуме, там писал программист об особенностях игры, растолковывал новичкам что и как. Казалось бы, технарь пишет и формат поста на форуме не дает развернуться, но слог у него был великолепный, искрометный юмор, читается легко.

    • Елена:

      Да, все мы разные. У кого-то писать получается легко сразу, а кому-то все же нужно пояснять, почему нельзя делать тяжелых текстов. Информация итак бывает занудной, а если еще и подана некрасиво… беда…

  6. Дмитрий:

    Спасибо, открыл для себя ритм теста!
    Теперь понимаю, почему русскую классику никто не любит читать )))

    • Павел Тимощенко:

      И почему же это?

      • Елена:

        Слишком много монотонного занудства, возьмем даже Льва Толстого, он любил длинные предложения. Но опять же, на вкус и цвет — все фломастеры разные.:)

    • Светлана Локтыш:

      Что же вы за всех-то отчитываетесь, Дмитрий? Классику «…никто не любит читать». Я вот люблю, и Достоевского обожаю, и Пушкиным восхищаюсь, и у Тургенева с Гоголем многому учусь.
      Давайте за себя говорить, ОК?

  7. Наталья Краснова:

    Отличные советы для начинающего блогера! Буду работать над усовершенствованием ритма текста. Спасибо.

    • Елена:

      Спасибо Наталья, мы все учимся новому и растем-растем. Иногда я перечитываю то, что написала и начинаю работать усиленно дальше.

  8. Жанна:

    Елане, мне очень статья понравилась. Какие-то моменты я совершенно интуитивно применяю, так как на журналиста не училась) Теперь буду акцентировать на этом внимание. Благодарю!

    • Елена:

      Спасибо Жанна, благодарю! Только не увлекайтесь самой методикой, все-таки у вас отличные статьи получаются. А вот тем, кто пишет много длинных предложений подряд — совсем не помешает использовать ритм.

  9. Хуторная Елена:

    Да, всю жизнь можно учиться писать и все равно каждый раз будешь узнавать что-то новое ))) Замечательная статья, я тоже в какой-то момент поняла, что темп своего письма надо менять, а то порой даже самой скучно становилось. Хотя иногда для этого надо не просто начать писать по-другому, а надо стать другим человеком )))

    • Елена:

      Спасибо, да, поработать над собой. А если понравится — работать и дальше :)))

  10. Наталья:

    Ох, Елена! Как бы я хотела, чтобы вы прочли и оценили мои тексты. Пишу по наитию. Многим нравится. А сама не всегда и не всем довольна. Иногда, схалтурить могу. Сама понимаю, что поторопилась, сырой текст в блог пустила. Хотя, читателям, судя по отзывам, нравится. Но себя то не обманешь!

  11. Александр Каратаев:

    Как понять какой текст перед нами… Улыбнуло. Для такого понимания правила не нужны. Если засыпаешь над текстом — монотонный, если читается с интересом — энергичный. Вот и вся методика определения. 🙂
    Конечно-же Вы правы! Иной раз начнёшь читать — нудятина… А другой материал вроде и сложнее, но воспринимается легко.
    Правда я не уверен, что собственный ритм текста можно изменить. Это ведь в характере человека, наверное…

  12. Светлана Локтыш:

    Тема понравилась — о ритме текста. Ритм моего текста — это результат мыслей внутри меня. Они задают и темп, и ритм, и специально эту тему не изучала.
    Мне кажется, важно учиться чувствовать мир и выражать эмоции. Тогда у пишущего человека ритм текста пойдет сам собой — такой, чтобы читатели не спали. Когда я пишу, то представляю, что разговариваю с кем-то, даже если этот «кто-то» — неизвестные мне читатели. И это — главный мой приём. А подсчитывать слова в предложениях и предложения в абзацах… Ой, мне кажется, это неподъёмно трудно.
    Не знаю, нравятся ли мои тексты людям. Пишу для них. Но и для себя тоже. В смысле, если они не будут читать — то я все равно оторвусь: писать-то хочется. В общем, 50 на 50.
    Ты пишешь, Елена: «…навык «письма» быстро оттачивается с годами». Так быстро? Или с годами? Во-о-от!
    Мне кажется, все же месяц за месяцем, с годами, и быстрым бы этот процесс я не назвала. Скорее, писателя, журналиста могу сравнить со спортсменом: постоянные тренировки. Как только прекратились они — спад. Знаю это не по книгам, не по интернету, а из собственной практики. Потому сейчас и пытаюсь отработать навык ежедневного письма.

    • Елена:

      Как вы бесконечно правы, только не пишешь и все спад. С годами, конечно, с годами и хорошо, если есть помощники, которые смогут покритиковать. Но не так, что все «плохо», а именно разобрать каждое предложение по частям и указать на каждую ошибку.
      Ведь в копирайтинг или даже блоггинг приходят люди, далекие от «письма», а некоторые даже правила русского языка не удосуживаются посмотреть. Я так боялась писать тексты, три года назад. А сколько критики было в начале, а сейчас я бы тоже ее послушала, но мне уже не так больно, как в начале было. Все можно исправить и это мой главный девиз или отработать до совершенства.

  13. Елена:

    Очень полезная и нужная статья. Я о ритме никогда не задумывалась. Иногда получаются длинные предложения, но по-другому не выходит. Постараюсь следовать вашим советам. Спасибо большое!

    • Елена:

      Если советы нашли отклик в вашей душе — это замечательно! Рада быть полезной!

  14. Олег:

    Классная статья, Хорошие советы, А я до сих пор волнуюсь, когда новую статью пишу. Всегда думаю, а будут ли читать? Когда только начинал, мои статьи мне казались тогда такими интересными, сейчас их перечитываю и вижу все свои ошибки и недочеты. Длинные предложения. Все говорят надо избавляться. Вроде бы и хочу сделать коротко, а потом все равно пишу так, как Бог на душу положит. Для заказчика? Да! Для него, чем четче мысль, тем лучше и меньше ошибок в пунктуации. Для себя? Наверное, нет. Тут все от настроя зависит и не подчиняется законам стиля и грамматики. Лена, Вас с праздником Весны!

    • Елена:

      Спасибо большое за поздравления! Очень приятно!
      По поводу предложений, чем четче мысль, тем интересней. Мне так кажется, но если подавать мысли в красивой обвертке, это еще и впечатляет. В разное время разный стиль, потому перепрыгнуть через что-то сразу не так то просто, особенно сначала.

  15. Олег:

    Попалась мне недавно книжка Черепановой «Дом колдуньи..» тяжело пока дается. Так ритм текста, всего лишь маленький прием, упрощенный кем-то очень умным под реалии современного копирайтинга, взят из суггестивной лингвистики, подробнейшим образом описанной в книге. Нейрокопирайтинг по сравнению с этой книгой — отдыхает. Впрочем не мне судить, но то что книжка кладезь всяких идей — точно. Хотя нет сужу по последней конференции по нейрокопирайтингу, куда заглянул было одним глазом. Прислать?

    • Елена:

      Очень заинтригована, я бы не отказалась! Спасибо! Интересно, а почему тяжело дается? Слишком заумно написана или стиль писателя по суггестивной лингвистике действительно является высшим мастерством? 🙂 Глубоко, конечно, но ради развития думаю стоит и мне попробовать…

      • Олег:

        Она требует сосредоточенности и времени., а его мало. А еще хочется тишины и конспектирования. Отправлю, благо тропа протоптана.

  16. Анна:

    Мне так понравилось словосочетание — ритм текста! Захотелось вслух перечитать свои статьи и определить, какой же у меня стиль. Я по первому образованию музыкант и для меня как не для кого близко понятие ритм!

Оставить комментарий