Главная / Копирайтинг / Психология редактора / Современная риторика. Подготовка к выступлению оратора

Психология редактора

Современная риторика. Подготовка к выступлению оратора

03.09.2021

Комментариев нет

Разберем, что это такое риторика. Это наука, которая занимается управлением речевой деятельности, ее эффективности, она изучает условия и формы эффективной коммуникации. Помогает на презентациях товаров и услуг.
Принцип ее работы основан на определенных законах.

Главный закон — ступенчатая последовательность. Основа циклов, обеспечивающих единство речевой деятельности, систематичность, она связана с подготовкой речи.

Зачем изучать риторику?

Ораторское искусство поможет в:

  • безошибочном построении устного высказывания;
  • создании богатого словарного запаса и грамотной речи;
  • использовании литературных приемов;
  • держании ровного звучания голоса;
  • красивом выражении, используя эмоциональные ноты;
  • вычеркивании из речи слов-паразитов и тавтологий;
  • четком и понятном произношении слов.

Дети не смогут удивить крылатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Если заниматься этим с детства, то у ребенка будут развиваться ораторские способности и к школьным годам он станет интересным собеседником.

Риторика - наука о красивой речи

С помощью правильно поставленной дикции проще общаться со сверстникам, донести до человека правильную мысль.

Как подготовиться к выступлению?

Для правильного составления выступления нужно придерживаться правил. Каждое правило — раздел риторики:

  1. Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
  2. Диспозиция — правильно распределить мысль.
  3. Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
  4. Мемория — особенность запоминания ораторской речи.

Перед выступлением сформулируйте гипотезы (мысли речи). Чем больше объем размышлений и знаний, тем больше придет вдохновения. Если тема смогла зацепить оратора, то она зацепит слушателей.

До выступления работайте над речью. Думайте, ищите информацию и аргументы. За несколько дней сможете создать серьезную базу, основываясь на идеях и фактах.

Настроение слушателей зависит от времени и места проведения выступления. В бытовых условиях человек серьезно воспринимает информацию, а в большой аудитории тема покажется скучной. Нужно создать обстановку, которая отстранит присутствующих на выступлении от рутины, направит мысли и действия в полезном направлении.

Как выбрать тему

Надо подбирать тему, которую можно развивать в процессе выступления. Информация должна быть важной, понятной для аудитории. Как выступать, познакомьтесь с интересами, воспитанием, образованием, занятиями.
Интерес публики зависит от факторов:

  • интересы слушателей;
  • групповые и злободневные;
  • конкретные и новизна темы;
  • заложенные элементы конфликта.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

  1. Актуальные темы: жизнь, смерть, любовь, здоровье, взаимоотношение в семье, деньги и собственность, профессия, карьера и социальный статус. Темы будут интересны разной аудитории. Тема у слушателей может вызвать опасность, а может сформировать представление о жизненно важных элементах. Главное — начать разговор с важного. Например, собрание на предприятии. Если оратор хочет увлечь слушателей, то нужно начать речь с зарплаты. В таком случае, рабочие и служащие встретят вас с глубоким пониманием. Если это собрание в школе, не стоит начинать с денежных вопросов, лучше начать речь с успеваемости детей.
  2. Групповой интерес считается основой для высказываний. Собрание проходит в группе, где студенты выпускники собираются на стажировку за границу. В этом случае нужно начинать изложение о национальных традициях, заработке, предостережениях и искушениях. Для студентов это будет интересная и полезная информация. Если вы выступаете в рабочем коллективе, то можно рассмотреть вопросы о коррупции самоуправления, как организовать досуг молодежи.
  3. Злободневный интерес. Он вызван текущими моментами, к примеру: выборы, новости дня, возможная эпидемия и как с ней бороться, референдум и так далее. Абсолютно всех людей интересует вопрос о справедливой зарплате, своевременных выплат. Важно суметь вовремя рассмотрения актуальных тем затронуть предметы, которые с этим связаны. Если оратор является представителем страховой компании, то слушателям интересна тема, как застраховать имущество.
  4. Конкретный интерес вызван слушанием и чувствами. Начните разговор с конкретных вещей, которые окружают, например, с автомобилей, животных, природных явлений, еды. Все вещи имеют тесную связь с работой, удобствами и развлечениями. Если вы затронули тему курения, то будут интересны темы о вреде курения.
  5. Новые темы интересны для людей. Слушатели узнают о том, как люди живут в разных странах, об их традициях, мировых путешествиях, о чудесах будущего и прошлого мира. Новые темы должны подтверждаться  фактами. Если человек не будет иметь представление о теме выступления, то не сможет его понять и послушать.
  6. Конфликты в речи. Это один из элементов в подготовленной и сформированной речи.

Риторика - наука о красивой речи

Чёрная риторика

Черная риторика — что это такое? Это демагогический прием, который позволяет внушить оппонентам непривычную для них точку зрения.

Языковые средства имеют магическую силу, которая подразумевает умение предоставить необходимые аргументы, вести дискуссию, ставить акценты, пропагандировать и спорить.

Оратор должен доказать, что он прав.
Черная риторика имеет приемы, которые содержатся в правилах.

  1. Высказывание идеи, которая важна. Не нужно повторять одни и те же фразы. У слушателя они вызывают раздражение, сомнение и подозрение. Попытайтесь донести информацию, используя литературные приемы.
  2. Правильно задавайте вопросы. Правило общения — кто больше задает вопросов, тот главный в разговоре. В черной риторике такой прием будет проигрышным. Если вы хотите задать вопрос, то нужно его продумать. Ответ будет зависеть от того, как поставлен вопрос.
  3. Правильные ответы.  Отметим такой момент: правду надо говорить всегда, но не обязательно всегда говорить правду. Это говорит о том, что нужно уместно отвечать на правильно поставленные вопросы. Если вам неудобно отвечать, то аккуратно уйдите от ответа.
  4. Сохраняйте инициативу.  Если потеряете инициативу при разговоре, то вы потеряете репутацию у слушателя. Не нужно надеяться на вежливость слушателя, пресекайте грубость и хамство.
  5. Затянувшаяся пауза и молчание. В этот период у вас появляется возможность вспомнить аргументы, а противник может сомневаться.

Риторика в деловом стиле

Ораторы не раз задавались вопросом, в чем же заключается деловая риторика? У деловой риторики есть  название “частная”. Ее принцип работы основан на том, чтобы изучить правила и закономерности, которые принято использовать в диалогах.

Используя приемы деловой риторики, выявляется общая закономерность делового общения. Можно сформировать устное изложение в деловом жанре (доклад, переговоры, деловую переписку или телефонный разговор). Риторика в деловом стиле имеет тонкую границу с документоведением.

Риторика - наука о красивой речи

Детская риторика

Что такое риторика для детей? Каждый родитель стремится научить ребенка правильно разговаривать и поддерживать разговор. Но как это сделать? Давайте рассмотрим советы, которые помогут это сделать.

  1. Посещайте логопеда. Если вы заметили, что ребенок не может правильно выговорить какую-то букву или глотает слова — это повод посетить специалиста. Ошибочным мнением среди родителей является мнение, что пока это ребенок, он перерастет. Это не перерастает, а вот наладить дикцию в старшем возрасте трудно, а иногда невозможно. Посетите стоматолога. Возможно, проблемы с речью связаны с неправильным прикусом.
  2. Пение. Вокал и хоровое пение помогут ребенку разработать правильное дыхание и четкость в произношении букв. Пение поможет справиться с заиканием.
  3. Чтение вслух. Когда ребенку нет годика — начинайте читать ему сказки. В это время нужно правильно и четко проговаривать слова, соблюдайте интонацию. Если ребенок будет слушать выразительные фразы, то когда подрастет будет пытаться их повторить. Когда малыш научится читать, то каждый вечер садитесь и просите, чтобы он что-то почитал (только с выражением).

Риторика — самостоятельная наука, в основе которой система законов и предметы исследования.
Она обладает четкой функциональной направленностью.

И не менее важная наука, как и другие. Дает возможность интеллектуально и духовно-нравственно развивать человека. Если вам понравилась статья на Редачим, то поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии.

Автор издания Редачим

Интересное:

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

Добавить комментарий